Восемь основных приемов Тайцзи-цюань стиля Чень
Чэн Цзиньцай
Перевод: Фаттаховой Светланы
www.chentaichi.ru
Почти все книги по Тайцзи-цюань упоминают восемь основных приемов: Пэн (отражение), Лю (откат), Цзи (толкание), Ань (надавливание), Цай (захват), Ле (ломание), Чжоу (удар локтем), и Као (удар плечом). Однако лишь в немногих есть системно описанные теории и принципы этих приемов. Я считаю, что восемь основных приемов и пять элементов являются опорами и основами Тайцзи-цюань; подобно мазкам в каллиграфии. Только после детального анализа восьми основных приемов и пяти элементов ученики поймут концепцию этого воинского искусства. Чэн И и Чэн Хао, известные китайские философы из моего рода, однажды сказали «Узнай достаточно, чтобы можно было практиковать; практикуй достаточно, чтобы понять; понимание даст совершенствование». Если концепция восьми основных приемов усвоена, то мастерство придет с практикой.
Неважно, что это – Сяо Цзя (короткая форма), Лао Цзя (старая форма) или Синь Цзя (новая форма); и неважно как изменяются действия, – каждое движение Тайцзи-цюань стиля Чэнь ведет свое начало от восьми основных приемов. Для правильного изучения техники решающее значение имеет полное понимание этих приемов.
Пэн (отражение) – первый из восьми основных приемов. Это форма прямой силы. Пэн – это один из часто используемых приемов в Тайцзи-цюань стиля Чэнь. Гранд-мастер 14-го поколения Чэнь Чан Син однажды сказал: «Расслабление, проявление, вытягивание, захват трудно заметить, потому что я полагаюсь на обматывание (спиральное движение энергии по костям и мышцам – прим.пер.). Скручивание вверх и подъем снизу – ни одна форма не может соперничать». Эти строки объясняют назначение Пэн. Жители деревни Чэней обычно говорят: «Сохраняй обматывание и никогда не забывай об этом». Другие могут сказать: «Сохраняй Пэн и не забывай об этом». То есть Пэн это то же самое, что обматывание. Правильное выполнение других основных приемов возможно только с силой Пэн. Цитата конфуцианского последователя Мэна: «Не соблюдая принципов, не достигнешь успеха». Сила Пэн – это основа Тайцзи-цюань стиля Чэнь.
Чэнь Факэ, Гранд-мастер 17-го поколения, однажды сказал: «Существует три этапа изучения Тайцзи-цюань: сначала надо выучить правильные движения, затем часто практиковать, и, наконец, понять детали». Я думаю, что дополнительное объяснение поможет лучше понять сущность Пэн.
Сила Пэн имеет две составляющие и три различные связи.
Первая составляющая Пэн – это дыхание. Люди спрашивают, насколько интенсивным должно быть дыхание при выполнении Пэн? Каковы определения глубокого и поверхностного дыхания? Чэнь Гань, Гранд-мастер 16-го поколения, однажды заметил: «При практике Тай Цзи важно дыхание; без него в движениях не будет энергии». Я полностью согласен с этим комментарием. Дыхание (Ци) является необходимым в течение всей практики Тай Цзи. Поток Ци также известен как дыхание Пэн или сила Пэн. Он должен поддерживаться на протяжении всего комплекса. Этот поток сравнивается со стремительным течением реки Янцзы, непрерывным как энергия.
Поддержание потока силы Пэн на протяжении всей формы - это умение, которое может быть достигнуто только с годами практики. Ученики должны проявить особое внимание к пониманию этого явления. В отношении глубины дыхания и насколько большой должна быть сила во время практики, чтобы добиться силы Пэн, я могу предложить простой критерий. Когда человек нагибается вперед, чтобы поднять предмет с пола, сила, порождаемая этим намеренным и все же подсознательным действием, приблизительно соответствует силе Пэн. Как только человек выпрямляется, сила уже не похожа на Пэн. То есть можно сказать, что сила, которая сильнее или слабее чем при наклоне вперед, не является Пэн. Если занимающийся может поддерживать правильное количество силы, его Ци не теряется. Бдительность (слушающая энергия) помогает обнаружить силу его оппонента.
Чжу Тинь Цай, Гранд-мастер 19-го поколения, в своей книге «Тайцзи-цюань стиля Чэнь из деревни Чэней» описал Пэн как удерживание предметов обеими руками. Это движение вверх; поэтому он противоположен Ань, надавливанию вниз. Нужно понимать, что Пэн это не просто сила. В руководстве по Тайцзи-цюань стиля Чэнь указывается, что Пэн должен присутствовать в каждой части тела. Если оппонент пытается захватить, удержать, ударить, надавить или толкнуть, то сила Пэн, создаваемая дыханием через Дань-тянь, нейтрализует его усилие и начнет эффективное отражение. Пэн также может быть использован для повержения оппонента. То есть он имеет как защитное, так и наступательное назначение, и должен быть тщательно изучен.
Легко понять и осмыслить применение силы Пэн в руках, но её формирование внутри организма может быть более трудным для осмысления. Пэн строится на эластичности тела. При частой практике Тайцзи-цюань, эластичность мышц позволяет им сливаться с костями и связками, что может генерировать значительную силу Пэн. Моя статья «Растягивание в Тай Цзи Цюань» объясняет важность формирования возвратного движения. Создание силы Пэн возможно только при постоянных вытяжениях и сжатиях тела, увеличивающих его эластичность, а значит, и силу Пэн. Нужно помнить, что Пэн является основой Тайцзи-цюань и главной силой этого воинского искусства. Другие семь приемов Тайцзи-цюань стиля Чэнь включают в себя силу Пэн. Они навсегда соединены друг с другом, и силу Пэн никогда нельзя игнорировать.
Вторая составляющая Пэн касается внешней формы, то есть реального движения. Итак, как же в точности должно выглядеть движение Пэн? В практике Тайцзи-цюань любая сила, направленная вперед или вверх, независимо от позиции тела или рук создает силу Пэн. Нужно указать, что во время выполнения других основных приемов Тайцзи-цюань, включая Лю (откат), Цзи (толкание), Ань (надавливание), Цай (захват), Ле (ломание), Чжоу (удар локтем), Коу (удар плечом), На (Цинь На), бросание и сбивание, задействуется сила Пэн. Присутствие Пэн помогает нейтрализовать усилие оппонента и облегчает контратаку. Он помогает обрести уверенность, поддерживает спокойствие и концентрацию. Пэн также улучшает эластичность, поэтому его сила может быть встроена в любое другое движение, делая его более эффективным.
А теперь мы рассмотрим взаимосвязь Пэн с другими основными компонентами Тайцзи, а именно: Дун (внутренняя часть обеих бедер, коленей и голени), точка проявления силы и боевое применение.
Для выполнения движения Пэн необходим крепкий Дун. Это можно увидеть в первом движении первой части Лао Цзя. Обе поднятые руки являются формой для создания Пэн. Если в этот момент Дун не согнут и Куа (таз) не достаточно опущен, то равновесие не установится, и не будет поддерживаться стабильная сила.
Другой пример встречается во время перехода в начальное положение Столба Будды. Здесь обе руки подняты, и правая нога шагает вперед, делая движение Пэн. Если в этот момент правый Дун не согнут, удар левой ногой не создаст никакой силы и поэтому он будет слабым. В Тайцзи с мечом в форме Небожитель указывает путь, правая нога стоит на земле, а левая нога поднята в положении Пэн. Левый Дун должен быть согнут, иначе в этом движении не создастся сила. Поэтому Пэн используется во многих движениях Тайцзи-цюань и комплексах с оружием.
Каждый раз когда выполняется движение Пэн, Дун должен быть согнут, а Куа должен быть опущен, в противном случае тело будет жестким как палка, последовательность движений Тайцзи будет разорвана, а их течение станет прерывистым. В результате сила Пэн не будет развиваться должным образом, и оппонент получит превосходство. Когда Дун согнут, а Куа опущен, тело устойчиво как арка моста и способно выдержать большое количество внешней силы. Устойчивая нижняя часть тела помогает в передаче силы Пэн. Правильная техника исполнения движений Дун и Куа имеет большое значение.
Если Дун согнут недостаточно, грудная клетка будет перенапряжена, и нижняя часть тела не сможет правильно выстроить силу Пэн. Созданная энергия разрушится, и способность противостоять внешнему давлению заметно снизится. С другой стороны, если Дун излишне согнут, центральная устойчивость не обеспечивается, и согласованность с остальными частями тела отсутствует. Будет тяжело произвести желаемый эффект силой Пэн. Поэтому изучающий Тайцзи-цюань должен уделять особое внимание связи между Пэн, Дун и Куа.
Важна взаимосвязь между Пэн и фокусной точкой силы. Если она не четко понимается, то человек склонен ошибочно нагибаться и напрягаться. Если тело не расслаблено, то сложно хорошо изучить движения. Один из моих учеников во время тренировки демонстрировал впечатляющую позу. Но когда я дотронулся пальцами до его верхней руки, я почувствовал, что его тело жесткое как палка. Этот ученик раньше изучал другие виды единоборств и не понимал важность построения силы Пэн от правильной фокусной точки силы. Ему понадобилось некоторое время, чтобы исправить эту плохую привычку. Необходимо осознать, что в движениях Тайцзи-цюань есть только одна фокусная точка.
Если фокусная точка сконцентрирована в пальце, то тогда сила в других частях тела не может быть сильнее, чем в этом пальце. То есть эти части должны расслабиться, а главная сила должна выходить из пальца. Тот же принцип применяется к запястью, локтю или любой другой части тела, которая используется в качестве фокусной точки силы. Более того, на обеих сторонах от центральной линии тела может быть одна, и только одна, фокусная точка. Если существует больше, чем одна точка, тело станет жестким, созданная сила рассеется, и энергия уйдет. Следовательно, главный принцип в Тайцзи-цюань – это обеспечить согласование между Пэн и фокусной точкой силы. Когда это правило отработано и доведено до совершенства, все движения становятся аккуратными и точными. Изучающий будет способен достичь желаемого эффекта и подвижности во время реального поединка.
Как лучше проявить силу Пэн во время поединка? Обычно его основное назначение – нейтрализовывать и перенаправлять силу оппонента. Кроме того, Пэн интегрирован в другие разновидности сил, таких как Цай, Ле, Чжоу, Коу, Лю, Цзи, Ань, Цзунь (расслабление), Во (энергичность), Тянь (эластичность), встряска, На (захват), бросание и сбивание. Другими словами, Пэн будет использоваться с другими основными приемами Тайцзи. Например, Пэн может быть использован вместе с Цай, Ле, Чжоу, Коу. В этих случаях Пэн имеет большое значение. Если Пэн выполняется неправильно, то эффективное применение других основных приемов невозможно.
Поэтому в Тайцзи существует поговорка, что Пэн подобен костям, а другие приемы подобны плоти. Без Пэн в форме нет структуры. Также Пэн подобен воде, тогда как другие основные приемы подобны рыбам. Без воды рыбы не могут существовать. Пэн – это основа Тайцзи. Можно определить мастерство занимающегося, наблюдая за тем, как он выполняет форму Пэн. На иллюстрации в моей первой книге люди выстроились друг за другом и общими усилиями пытались меня столкнуть. У них ничего не получилось. Это была демонстрация силы Пэн. Благодаря опусканию грудной клетки, освобождению поясницы, опусканию Куа, и разворачиванию Дун, мои ноги стали устойчивы как дерево. Мое тело могло противостоять огромному количеству внешней силы. Это показало необычную силу Тайцзи-цюань стиля Чэнь.
Люй (откат) – это другой основной прием Тайцзи. Он также является одной из четырех прямых сил. Люй часто используется в поединке стиля Чэнь. Точка силы Люй находится на обоих запястьях. Применение Люй вместе с поворотом поясницы перенаправляет импульс оппонента, уводя его в сторону. Высказывание о Тайцзи «сила в четыре грамма может двигать тысячи килограммов» в действительности относится к Люй. Во время движения тело должно быть скоординировано: точка энергии должна быть отчетливой, плечи и локти опущены, а Ци должна течь вниз по позвоночнику. Шея и копчик находятся на одной вертикальной линии, тело сохраняется в вертикальном положении. Позвоночник становится центральной осью, и поясница поворачивается вокруг него как колесо. Когда поясница и позвоночник вместе плавно поворачиваются, сила оппонента отклоняется в сторону от тела. Чем более скоординированы руки и поясница, тем сильнее сила Люй. В точке соприкосновения движение должно быть легким, точным, быстрым и непрерывным. С поворотом поясницы направленный вперед импульс оппонента не изменяется, не останавливается и не прерывается. Его скорость внезапно увеличивается, а отсутствие компенсации неизменно ведет к потере равновесия.
Люй можно делать одной или двумя руками. Движение одной рукой используется во время перехода от Скрученного шага (Ао Бу) к Скрытому удару кулаком. В этой последовательности правая рука отводит нападающего оппонента движением вверх и назад. Одновременно правая нога шагает вперед и удар кулаком наносится с короткой дистанции. Люй двумя руками встречается в ряде последовательностей, таких как Диагональная форма и Сине-зеленый дракон выходит из воды, переходя затем в толчок обеими руками. Сила Люй не может быть отделена от силы Пэн (отражения). Иначе его энергия разрушится. Если это произойдет, то поворотная сила поясницы не сможет полностью реализоваться, и Люй создаст намного меньше энергии, что приведет к неправильному результату. Этот момент заслуживает особого внимания.
Цзи (толкание) также является одним из восьми основных приемов. Он относится к прямым силам и часто применяется в Тайцзи-цюань стиля Чэнь. При использовании на короткой дистанции Цзи может заставить оппонента потерять равновесие. Это также расширение Пэн, нацеленное на компрометирование нападающего. Цзи может выполняться несколькими способами: используя одну руку, две руки, локоть, плечо, грудь, спину, бок или бедро. Движение может быть применено в любой момент. Цзи может атаковать оппонента, если он выжидает. Когда он движется вперед, Цзи может сместить его импульс, чтобы он не достиг цели. Цзи – это техника, используемая на короткой дистанции, поэтому тело должно быть устойчивым. Это обеспечивает гибкую подвижность и максимальную приспособляемость во время поединка.
При выполнении Цзи на короткой дистанции, практикующий должен твердо знать основы Тайцзи, иначе прием будет реализован не полностью. Поэтому, правильность применения силы Цзи отражает мастерство ученика. Гранд-мастер Чэнь Гань однажды сказал: «Когда достигаешь совершенства, Тайцзи-цюань не может быть отслежен или предсказан. Он подобен движению волшебного дракона: естественный, гибкий и такой же непредсказуемый». Частые тренировки дают «быструю реакцию на осязательное восприятие окружающей среды, открывая дверь в чудо Тайцзи». (Цитата из Ван Сяня «Руководство по Толкающим рукам Тайцзи-цюань стиля Чэнь», стр.3)
Ань (надавливание) – это один из восьми основных приемов и еще одна прямая сила. Это распространенная техника в Тайцзи-цюань. Ань означает закрыть и остановить. Его фокусная точка силы исходит из центра основания ладони, в то время как сам центр вращается вокруг поясницы. Энергия (Ци) аккумулируется в Дань-тяне. Ань можно выполнять одной или двумя руками. В правильной позиции Ань плечи и локти должны быть опущены. Тело сохраняет вертикальное положение с вогнутой грудной клеткой и наполненной поясницей, Ци опускается в Дань-тянь. Поворот поясницы приводит весь корпус в движение, координируя верхнюю и нижнюю часть тела в единую скомпонованную систему. Гранд-мастер Чэнь Гань сказал: «Обе руки должны опускаться вниз, иначе плечи поднимутся, делая форму бесполезной». Поэтому для применения силы Ань необходимо убедиться, что плечи и локти опущены.
В книге «Полное описание Тайцзи-цюань» основатель Чэнь Ван-тин сказал: «Практикуйте Пэн, Лю, Цзи и Ань серьезно. При гладком выполнении с ними очень тяжело тягаться. Даже если оппонент обладает чудовищной силой, я могу применить силу в четыре грамма, чтобы перенаправить и нейтрализовать тысячу килограммов». Чтобы проиллюстрировать этот принцип, давайте представим, что оппонент наносит прямой удар кулаком или толкает двумя руками. Первое, что нужно сделать, это увести его силу с пути. Это изменит направление атаки, отражая импульс оппонента в сторону и в направлении пола. Затем нужно применить силу Ань к его предплечью, руке или груди, чтобы не дать ему восстановиться. Помните, что вес должен быть на передней ноге, а плечи и локти опущены, держите Ци в Дань-тяне и концентрируйте силу вокруг Куа (таза). Это движение часто заставляет оппонента неуклюже двигаться вперед или назад. Если энергия Ань выходит из центра основания ладони, то она течет непрерывно, производя оптимальный результат.
Независимо от того, одной рукой выполняется Ань или двумя, он очень удобен для применения в толкающих руках и для самозащиты. Частые тренировки позволят эффективно использовать силу Ань. Помните, что верхняя и нижняя части тела двигаются синхронно, весь корпус следует в унисон, и этот основной прием выполняется легко.
Цай (захват) – это еще один из восьми основных приемов. Он является одной из четырех непрямых сил. В Тайцзи-цюань стиля Чэнь Цай в основном означает захват и удержание (Цинь На). Существует много способов выполнения Цай, включая одиночный Цай, двойной Цай, локтевой Цай и грудной Цай. Практически любая часть тела может быть включена в движении Цай. Чтобы понимать и выполнять Цай в Тайцзи, практикующий должен сначала приобрести навыки обнаружения, нейтрализации и применения силы. Эти умения необходимы для выполнения этого основного приема Тайцзи стиля Чэнь. В Цай движения тела и шаги красиво соединяются, создавая ловкость и разнообразие. При захвате или контрзахвате, удержании или ответном удержании, этот основной прием очень удобен. Когда используется Цай, конкретные и неявные силы часто сменяют друг друга и смешиваются, и оппоненту сложно предугадать движение. Сущность Цай – это обладать острым глазом и быстрой рукой, нацеленной на мышцы и суставы оппонента. Целью является атака на кости и захват связок, делая его беззащитным. Это основы захвата и сущности удержания (Цай).
Цай в Тайцзи стиля Чэнь отличается от захвата и удержания в других стилях боевых искусств. В некоторых из них первая реакция на приближающийся удар – это блокирование и отражение, прерывающее усилие оппонента. За этим следует захват и скручивание сустава нападающего. В основном приеме Цай стиля Чэнь начальным движением является следование за течением приближающейся силы оппонента, без прерывания и отклонения ее в сторону. Это перенаправление оставляет без защиты от захвата и атаки руку оппонента и его центральную ось.
Течение действий должно быть плавным и едва различимым, чтобы нападающий не смог понять мою тактику и не сумел приспособиться и измениться. В тот момент, когда он осознает свое затруднительное положение, его рука уже будет скована. Вообще говоря, усиление атаки оппонента в направлении его импульса, с последующим захватом его вытянутой конечности, более эффективно. С другой стороны, противостояние удару грубой силой перед попыткой запереть его руку нечасто приносит успех. Это происходит из-за того, что у нападающего есть время на реакцию. Когда действие прерывается, то человек рефлекторно изменяет свое движение. Если это произойдет, то будет тяжело эффективно захватить его руку. То есть сущность Цай в Тайцзи стиля Чэнь – это не прервать течение импульса оппонента, а помешать ему приспособиться к изменениям. Этот подход позволяет практикующему применять различные виды Цай в соответствии с ситуацией.
Пространственный процесс применения Цай представляет собой высший уровень мастерства и исполнения. Зимой 1979г. я практиковал Тайцзи под руководством Гранд-мастера в 18-м поколении Чэнь Чжукуя в городе Цзяо Цзо. Он подчеркивал необходимость многократного повторения каждого движения Цай, гарантирующего его ученикам полное понимание лежащих в основе принципов. Совершенствовались уровни силы и применение различных движений Цай, и их координация с движениями тела. Он также объяснял значение перенаправления и контратаки. Эти дополнительные наставления по принципам и практике дали мне прочную основу Цай, что оказало большое влияние на мое сегодняшнее преподавание.
Чтобы полностью овладеть основным приемом Цай, важно разбираться в анатомии и физиологии движений человеческого тела. Знания в этих областях позволяют встроить Цай в ритм нашего тела. Распознавание уязвимых мест человеческого тела помогает благоразумно применять принципы и приемы из техник Тайцзи.
Знание принципов структуры тела, механизма упражнений и физиологии помогает нам управлять правильной последовательностью переноса силы и настройкой энергии. Дополнительная практика основных растягиваний, а так же поворотных движений поясницы и форм, способствуют совершенствованию Цай. При правильной тренировке, амплитуда движений суставов и связок увеличивается, и все тело становится более координированным. Поворот поясницы увеличивает радиус действия и нейтрализации захвата, так что наш диапазон перемещений становится больше, чем у оппонента.
Это явление обеспечивает нам техническое и функциональное превосходство для нанесения повреждения противнику. Гранд-мастер Чэнь Чжукуй всегда подчеркивал важную роль поясницы и бедра в Цай. Они являются фокусной и центральной точками захвата и удержания, и к их правильному использованию нельзя относиться пренебрежительно. Нужно помнить, что движения тела являются комбинацией деятельности его мышечно-скелетной системы и изменений положения тела. Эта цепная реакция дополняет каждое другое выполняемое сложное движение. Чтобы полностью оценить Цай в Тайцзи стиля Чэнь (Цинь На), необходимо полностью понять остальное из Тайцзи стиля Чэнь и структуру человеческого тела. Частая практика установит и усовершенствует взаимосвязь между этим компонентом (Цай) и другими составляющими Тайцзи-цюань.
Ле (ломание) – это один из восьми основных приемов. Он относится к непрямым силам. Основное значение имеет поясница и Куа (таз), соединенные с кистью, локтем и руками в координированном движении для атаки суставов и связок. Сопровождается взрывной энергией.
Ле может применяться одиночным, двойным, направленным наружу, внутрь, вверх или вниз действием. Например, одиночный Ле может использоваться, если оппонент захватил мой воротник. Используя принцип рычага, я закручиваю тело вниз и поворачиваю свою руку вверх, атакуя его локтевой сустав. Одиночный Ле может быть выполнен моментально и вызвать значительные повреждения. Он должен применяться аккуратно и внимательно. Двойной Ле и направленный вниз Ле легко выучить, но количество прилагаемой силы требует особого внимания. Выполнение направленного наружу, внутрь или вверх Ле, требует более сильного разворота тела. Эти движения направлены на повреждение локтя и руки оппонента.
Обычно Ле применяется в следующих случаях: когда нападающий пытается ударить или толкнуть меня спереди, или пытается захватить моё предплечье, первое движение – это нейтрализовать его импульс. Скрутите тело и перенаправьте его силу в пустоту. Захватите рукой запястье оппонента и поверните его в противоположном направлении. Затем проверните предплечье в пространство под его подмышкой и скрутите его верхнюю конечность. За этим следует приседание и ломание локтя нападающего. Неважно какой вид Ле применяется в тот момент, он лишит нападающего укоренения и повалит его в сторону. Если прилагается слишком большая сила, то локоть оппонента может быть вывихнут. Это движение должно использоваться благоразумно и не должно применяться в учебном зале.
Чжоу (удар локтем) – это один из восьми основных приемов Тайцзи. Он относится к непрямым силам и является еще одной часто применяемой атакующей техникой. Согнутый локтевой сустав используется для атаки оппонента разными способами на короткой дистанции. Чжоу взрывной и опасный, он может вызвать очень большие повреждения или даже летальный исход. При применении этого основного приема необходимо абсолютное внимание.
Чжоу может выполняться несколькими способами: одиночный Чжоу, двойной Чжоу, текущий Чжоу, Чжоу поперек поясницы, Чжоу в сердце, поднимающийся Чжоу, ломающий спину Чжоу, взаимный Чжоу. Одиночный Чжоу используется наиболее часто. Например, в форме Прикрыть сердце локтем, движение включает в себя одиночный Чжоу. В Таолу из 38 форм при переходе от Косой формы к Столбу Будды используется прием Чжоу поперек поясницы. Во время перехода от Удара в землю к Двойному удару ногой, выполняется ломающий спину Чжоу. Последние несколько движений в Пушечных кулаках состоят из нескольких движений Чжоу: Чжоу поперек поясницы, текущий Чжоу, Чжоу в сердце и взаимный Чжоу. Движение после «Опустить левую ладонь в колодец» является двойным передним Чжоу. В Синь-цзя отшаг назад с нажимающим вниз Чжоу следует за Обратным сворачиванием свитка.
Чжоу часто применяется в Тайцзи стиля Чэнь. Независимо от того, каким способом этот основной метод предполагается применить, в момент нанесения удара Чжоу необходимо продвинуть тело вперед. При приближении к оппоненту работа ног должна быть точной. Это позволяет пройти взрывной силе Чжоу. Для правильного выполнения этого основного метода, координация поясницы, бедра, локтя и работы ног имеет решающее значение. Одно изречение в Тайцзи гласит: «нападение неэффективно, пока рука и тело не будут достигать оппонента одновременно». Гранд-мастер Ван Сянь часто напоминает своим студентам: «Охраняйте свою территорию и не теряйте дистанцию».
Распространенная поговорка также говорит: «Нападай кулаком издалека, используй локоть вблизи». Гранд-мастер Чэнь Гань настаивал на том, что «удар Чжоу должен координироваться с передачей энергии, независимо от того, куда он направлен – вперед, назад, влево, вправо, наверх или вниз». Например, если кто-то крепко схватил меня вокруг пояса, я поверну моё тело налево с одновременным понижением позиции. Правая рука скручивается вниз, чтобы ослабить зажим. Таким образом, оппонент наклонится к моему правому боку. Я согну и закручу мой локоть и ударю назад. Удар попадет в грудную клетку около сердца. Это разрушительное движение должно использоваться только в бою и не должно отрабатываться во время занятий.
Чжоу может использоваться в движениях с большой и маленькой амплитудой. Его легче контролировать в упражнениях с большой амплитудой. В этом случае повреждение маловероятно. Атака Чжоу с маленькой амплитудой может быть травмирующей или даже летальной. Она не должна использоваться, кроме как в случае боевых действий.
Као (удар плечом) – это один из восьми основных приемов Тайцзи. Он относится к непрямым силам. Као также является взрывным ударом, применяемым на короткой дистанции. Прием может задействовать для атаки части тела между плечом и коленом. Например: удар плечом (внутренняя или внешняя сторона плеча), и удар грудью. Если нападающий пытается вторгнуться спереди, я использую Пэн, чтобы нейтрализовать его действие, а затем удар грудью, чтобы поразить верхнюю часть его тела. Если нападающий пытается обхватить меня сзади, я быстро согну грудь и отпущу поясницу. За этим последует удар спиной в грудь нападающего. Также существуют удары Као бедром и ягодицей. Полный стих о Тайцзи-цюань стиля Чэнь, упоминающий Као, такой: «Удар в голову и попадание в лицо является обычным во всех видах боевых искусств, протыкание сердца и ломание грудной клетки в Тайцзи-цюань стиля Чэнь вызывает всеобщее удивление».
Удар Као является уникальной и особой атакующей техникой в Тайцзи стиля Чэнь. Гранд-мастер 12-го поколения Чэнь Кинь Пак усовершенствовал этот основной прием, который носил его имя. Удар корпусом очень практичный, взрывной и может нанести серьезное повреждение. Он должен применяться благоразумно и только в бою.
|