. .
. Тайцзи-цюань стиля Чэнь

www.chentaichi.ru

Тайцзи-цюань стиля Чень

Тайцзи-цюань стиля Чэнь .

Восемь сил Тайцзи-цюань стиля Чень

Марин Спивак
Перевод: Фаттаховой Светланы
www.chentaichi.ru

В Тайцзицюань есть восемь «сил» или приемов, записанных в классических текстах. Это слово – «сила» – является неполным переводом исходного слова на мандаринском диалекте китайского языка – «Цзинь», которое, конечно, имеет много значений, одно из которых относится главным образом к боевым искусствам. В боевых искусствах Цзинь в основном обозначает силу/мощь/способность, а также может означать просто физическую силу, если кто-то очень силен. В случае внутренних искусств используется особое значение «Цзинь» – это наработанная или взращенная сила или способность. Это относится к способности (или даже навыку), которая появляется у практикующего благодаря тренировкам или просто особому роду занятий. Например, можно сказать, что кузнец, который годами кует подковы и сельскохозяйственный инвентарь, развил особый вид Цзинь, который используется при взмахах его молота; и этого вида Цзинь не будет у того, кто никогда не работал с таким молотом и железом. Это относится и к натренированной способности, и к особому профессиональному навыку.

Я отметил во вступлении, что существует восемь Цзинь, записанных в классических текстах, то есть эти восемь сил являются тем, что можно найти в крайне редком количестве текстов, которые действительно имеют хоть какое-то историческое отношение к древнему Тайцзицюань. Я не отрицаю важности этих восьми записанных сил, но хотя эти 8 интересны для обсуждения и очень полезны, они не охватывают всей полноты приемов Тайцзицюань. Даже при поверхностном взгляде на тренировку и применяемые методы, становится ясно, что существует много других используемых приемов, помимо этих восьми. Другие системы боевых искусств дают им названия и объяснения, в то время как в Тайцзицюань, по крайней мере семьи Чень, записей их приемов в текстах неизвестно. Похоже, что они хотели сохранить свои методы не в письменном виде, а, скорее всего, на «физическом носителе» потомков. Более подробное обсуждение других применяемых методов, возможно, будет позже, а сейчас вернемся к восьми записанным Цзинь.

Перед тем, как начать исследовать 8 сил, важно понять, что эти объяснения «Цзинь», в большинстве случаев, касаются трех аспектов:
1) метод внутреннего движения Ци практикующего, относящийся к особому Шэньфа (способам для тела, свойственных данной системе) этой Цзинь;
2) стратегический метод встречи внешнего воздействия или силы;
3) множество реально применимых методов, которые можно назвать скрещенным видом приемов Цзинь.
Все это различные грани значений этих Цзинь, эти отличия нужно учитывать, так как они могут привести к недоумению. Помимо этого, овладение мастерством в применении и стратегии 8 Цзинь (и всех других методов Тайцзицюань стиля Чень) в идеале должно разделяться на три уровня: высокий, средний и низкий… Но мы сейчас не будем в это погружаться.

Рассмотрим подробнее четыре из этих восьми сил – Пэн, Люй, Цзи, Ань. Остальные четыре силы я опишу позднее.


1. Сила Пэн

Сила Пэн – это мать сил в Тайцзицюань, потому что без неё всё остальное не работает. Для применения и проявления других Сил необходимо присутствие в них Пэн. Эту Силу наиболее просто описать на примере резинового шара, наполненного воздухом. Этот шар имеет некую эластичную или упругую поверхность, а его центр закреплен в одном положении (или даже передвигается), в Тайцзицюань это закрепление осуществляется за счет структуры, выраженной в соединении ног с землей.

Сила Пэн, как надувной шар, имеет упругую и только слегка податливую поверхность, которая свободно поворачивается при надавливании в любое её место. Упругость в ответ на внешнее давление и нейтральное поворачивание в любом направлении – являются её действием.

Пэн, как отдельно взятый принцип, нейтрален (не агрессивен, не уступчив). Он строго придерживается намерения сохранять свою целостность в виде упругой округлости без каких-либо соединений, за исключением его закрепленного центра; Пэн не уступает ни пространственно, ни структурно, в этих аспектах он нейтрален, при этом он свободно поддается вращению в различных направлениях.

С точки зрения практического применения, Пэн может выглядеть как прокатывание наверх или в сторону. В действии он не обязательно нейтрален, так как он, как и все другие Силы, не проявляется обособленно, а существует только в составе сложных приемов.


2. Сила Люй

Сила Люй, как и все остальные силы, в своей основе содержит Пэн, но её можно назвать более активной и менее нейтральной. Люй можно хорошо описать на примере действия двери, открывающейся в обе стороны; она поворачивается в любую сторону, и за ней нет ничего, кроме пустоты и, возможно, целого букета неудобных и небезопасных объектов, об которые можно споткнуться.

Тогда как Пэн сохраняет целостность и прокручивает приближающуюся силу вокруг себя; Люй, напротив, уходит с пути силы, исчезает. Это то, что в Тайцзи называют «уведением в пустоту». Люй не нейтрален, он восприимчивый, приглашающий. Он проявляется в практическом действии как «уступающий» приближающейся силе, хотя он может быть и определенного рода выдергиванием.


3. Сила Цзи

Сила Цзи означает – сдавливающая сила. Она в любом случае не нейтральна; её можно назвать внешне агрессивным направленным изменением силы Пэн. Мы можем сказать, что эта сдавливающая сила является намеренной попыткой сжать у оппонента силу Пэн или его пространственно/структурную целостность. Это в основном подразумевает усилие, направленное на разрывание или раздавливание «надувного шара» оппонента.

Сила Цзи полагается на диагональный метод или «пересечение». Например, если взять квадратную рамку, то чтобы её сломать, проще всего сложить её в параллелограмм. На практике это проявляется единственным способом – как пересечение любых действий оппонента через его/её центр и сжатие их. В сущности это просто в чистом виде сдавливание (сжатие) структуры оппонента.


4. Сила Ань

Силу Ань часто объясняют как надавливание вниз, что не является ошибкой, но все же она несколько глубже, чем это… Ань подобна давлению или толканию, которое приводится в действие весом тела. Применение этой силы веса может выглядеть (но не ограничено этим) как способность двигать оппонента посредством легкого приложения к нему рук, без какого-либо видимого толкания, так как вес или масса тела используется как сила.

Сила Ань – это в основном тяжесть. То есть она может ощущаться тяжестью для оппонента, и её потенциал происходит из умения практикующего использовать собственный вес тела. Эта сила часто выглядит пассивной, так как она проявляется просто как перестройка существующей структуры практикующего. Ань появляется, когда практикующий хочет воздействовать своей массой (весом) на оппонента при помощи структуры, или просто получить пользу от использования земного притяжения.

Эту силу (может быть только на сегодняшний день) очень сложно описать словами. Сама сила направлена вниз, но направление её применения может быть и в другую сторону.



© Фаттахова Светлана, 2007.
При использовании материалов сайта ссылка (hyperlink) на www.chentaichi.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru