. .
. Тайцзи-цюань стиля Чэнь

www.chentaichi.ru

Тайцзи-цюань стиля Чень

Тайцзи-цюань стиля Чэнь .

Чань-сы-цзин (наматывание шелковой нити) и его применение

Ту-Кай Лам
Перевод: Фаттаховой Светланы
www.chentaichi.ru

«Чань-сы-цзин» или сила наматывания шелковой нити – это круговая и спиральная сила. Когда мы практикуем Тайцзицюань стиля Чэнь, мы можем увидеть или почувствовать, что наши ноги, тело и руки вращаются или скручиваются вокруг своих осей вверх и вниз, передавая нашу внутреннюю силу от ног к рукам и наружу. То же происходит и в Толкающих руках. Например, когда нас толкают, мы сгибаем колено задней ноги и поворачиваем поясницу; и наш вес погружается, чтобы увести приближающуюся силу в сторону и вниз. Когда мы толкаем, наша задняя нога разгибается и спиральная сила идет вверх и вперед.

Взрывной удар в формах выглядит как во внешних стилях толчок, удар ладонью или локтем, удар ногой и др. Разница заключается в выполнении: мы по-прежнему очень расслаблены, сильно ударяем только в точке контакта, и затем снова расслаблены – очень экономичный и эффективный путь использования нашей энергии, т.к. мы можем направить всю нашу силу на атакующего. Воздействие такого вида взрывного удара может нанести повреждения оппоненту.

Так как Чань-сы-цзин всегда присутствует в формах Тайцзи (а также в Толкающих руках и даже в спарринге), то можно сказать, что практика Тайцзицюань – это практика Чань-сы-цзин. Наши руки и ноги скручиваются во время выполнения больших или малых кругов. Они выглядят мягкими, но вертикальная структура тела помогает сделать их сильными. Эта энергия является внутренней силой. Чем больше вы практикуете, тем больше будет ваша внутренняя сила. Это сила всего тела.

Чань-сы-цзин зарождается в Даньтяне и формируется поясницей и грудной клеткой при помощи бёдер (таза) и ног. Важно добиться того, чтобы грудная клетка и поясница в наших движениях объединялись в единое целое. (Мы всегда должны выравнивать бедра относительно плечей и заставлять их работать вместе как единое целое под управлением поясницы. Мы должны избегать движения только одних плечей. Можно представлять себе, что корпус от плечей до бедер является одним целым, это, безусловно, будет помогать.) После этого мы можем использовать грудную клетку и поясницу (талию), чтобы привести в действие руки, которые будут совершать спиральные и круговые движения. Чань-сы-цзин формируется через поворачивание грудной клетки и поясницы – налево или направо, но не вперед или назад (это может уменьшить создаваемую силу), чтобы двигать руки. Наш корпус (грудная клетка и поясница) управляют не только руками, но и ногами. Когда мы поворачиваемся налево или направо, наши ноги должны поворачиваться в том же направлении, чтобы обеспечивать поддержку. Таким путем создается сила всего тела. Руки не должны поворачиваться или двигаться самостоятельно.

Некоторыми практикующими было изобретено довольно большое количество упражнений Чань-сы-цзин. Они неплохие, но я их не практикую и не обучаю им. Я учу только двум упражнениям «Чань-сы-цзин»: это движения, используемые в Толкающих руках для одной и двух рук. Я показываю моим ученикам что такое Пэн (отражение), Люй (откат) и Ань (надавливание), и прошу их практиковать дома. Это как будто движения Толкающих рук для одного человека. Чем больше они практикуют, тем лучше они будут в Толкающих руках.

В основном, существует два вида «Чань-сы-цзин». «Шунь-чань» означает «скручивание наружу или прямое скручивание», другими словами, поворачивание рук и ног наружу. (Правая рука и правая нога поворачиваются направо; а левая рука и левая нога поворачиваются налево.) «Ни чань» означает «скручивание внутрь или обратное скручивание». Мы поворачиваем руки и ноги внутрь. То есть правая рука и правая нога поворачиваются налево; а левая рука и левая нога поворачиваются направо.

Когда мы практикуем Тайцзицюань, наши руки и кисти, помимо поворачивания вокруг своей оси, продолжают рисовать круги. Наши руки могут двигаться вверх или вниз. Тогда у нас верхнее или нижнее «Чань-сы-цзин». Когда наши руки или кисти двигаются влево, у нас левое «Чань-сы-цзин»; а если вправо, то правое «Чань-сы-цзин». Подобным образом различают «Чань-сы-цзин» большое или малое, вперед или назад, внутреннее или внешнее. Эти пять различных видов «Чань-сы-цзин» – верхнее/нижнее, левое/правое, вперед/назад, большое/малое и внутреннее/внешнее – классифицируются в соответствии с траекторией движения рук; в то время как два основных «Чань-сы-цзин» – Шунь-чань и Ни-чань – классифицируются в соответствии с направлением вращения тела, рук и ног вокруг своих осей. Когда мы говорим о «Чань-сы-цзин», мы обычно имеем ввиду последнее.

Во время выполнения последовательности форм Чань-сы-цзин может помочь сделать каждую форму более гладкой и округлой, так что наши движения становятся слитными и непрерывными. Достигается это в два этапа. На первом этапе важно, чтобы мы практиковали последовательность форм очень мягко, что взращивает нашу Ци или жизненную энергию и делает нас сильнее. На этом этапе наша Ци активируется движениями форм, и в основном присутствует в самих движениях, которые мы называем «внешним кругом». Впоследствии наша Ци будет становиться сильнее и сильнее, и ей уже больше не будут нужны движения, чтобы активировать свой поток. Вместо этого наша Ци будет управлять движениями. Если у нас правильное положение тела и мы двигаемся по спиральным и круговым траекториям, то нашей Ци намного проще управлять нашими движениями. Теперь наша Ци движется по «внутреннему кругу» и со временем разовьется в «Цзин», означающее внутреннюю силу. Это и есть то, к чему стремятся люди, изучающие Тайцзицюань для самозащиты. Мы по-прежнему должны быть расслабленными и всегда использовать наш корпус, чтобы вращать руки и ноги. Уровень внутренней силы очень различается при наличии или отсутствии у нас Чань-сы-цзин.

При самозащите скручивание всего тела вокруг своей оси (Шунь-чань и Ни-чань) и круговые движения (пять пар позиционных Чань-сы-цзин) помогает отклонять удары руками, ногами, толчки и др. более эффективно. Сила, которая входит в контакт с нашими руками или телом, частично отводится в сторону и в землю и частично рассеивается, проходя через всё тело, делая воздействие на нас минимальным.

Фа-цзин или выброс энергии – это взрывное проявление Чань-сы-цзин. Сила, производимая скручиванием всего тела, больше, чем при использовании только руки. На высшем уровне тот, кто правильно практикует Тайцзи, может использовать Чань-сы-цзин для отведения и атаки в одно и то же время. Говорят, что такие мастера как Чэнь Факэ и Хун Цзюнь-Шэн, при атаке могли отбросить нападающего на несколько метров всего лишь одним защитным движением.

Перед тем как закончить, я бы хотел ответить на вопрос о том, как мы можем двигаться вперед или назад при поворачивании поясницы. Мы делаем это изменяя нашу позицию. Например, когда мы хотим толкнуть, мы поворачиваемся налево (или направо) и переходим из обратной стойки лучника к обычной стойке лучника. Таким образом наше тело передвинется вперед, но без потери энергии Пэн. Когда мы нейтрализуем толчок, как при откате, мы поворачиваемся и переходим в обратную стойку лучника. Тогда наше тело передвинется назад. (Чтобы быть более точным, одна часть тела движется назад, в то время как другая движется вперед.) Если мы отступаем вместо поворачивания для нейтрализации, мы потеряем энергию Пэн и можем быть легко выведены из равновесия. Чтобы в этом убедиться, нужно потренироваться в Толкающих руках. (Мои ученики знают это очень хорошо и никогда не испытывают сомнений по этому поводу.) Вкратце, если мы поворачиваем поясницу, мы можем двигаться вперед или назад со спиральным движением и сильной внутренней энергией. Но если мы просто передвигаемся вперед или назад, мы потеряем внутреннюю силу, как только исчезнет спиральное движение.



© Фаттахова Светлана, 2006.
При использовании материалов сайта ссылка (hyperlink) на www.chentaichi.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru