. .
. Тайцзи-цюань стиля Чэнь

www.chentaichi.ru

Тайцзи-цюань стиля Чень

Тайцзи-цюань стиля Чэнь .

Скрытые корни Тайцзицюань стиля Чень – Тай тзу Чан Цуань

Сальватор Канзоньери
Перевод: Фаттаховой Светланы
www.chentaichi.ru

Шаолинь Лохань Цюань, Тай Тзу Чан Цюань и Тай Цзи Цюань (происходящий из деревни Ченей) – все представляют очень древнюю историю Китайских боевых искусств, которые ассоциируются со здоровьем тела и разума, помимо хорошей физической формы и самозащиты. Во времена начала правления династии Сун великий Император Чао Куан-Инь посетил храм Шаолинь и подарил им серию книг, которые содержали его собственные формы Чан Цюань и Хун Цюань, а также другие идеи о боевых искусствах. Шаолинь уже имел за поясом годы развития Цигун и боевых искусств посредством создания стиля Лохань. Лохань был шаолиньским боевым искусством, которое соединило знаменитые упражнения Цигун «Изменение мышц и сухожилий» и «Промывание костного мозга» в различные движения для самозащиты, которые базировались на боевых формах, изображенных в 18 статуях Лохань «Святых воинов».

У самого Императора также был многолетний опыт в боевых искусствах, пока он поднимался по военным званиям до генерала-губернатора. Будучи главнокомандующим во время кратковременного правления династии Поздней Чоу (951-60), он захватил власть и до своей смерти заново объединил большинство китайских областей. Со временем он изучил не только Шаолинь Лохань, но также и более древнюю форму Тун-бэй (которую практиковал его современник генерал Хань Тун), и похожее на Ча Цюань мусульманское боевое искусство, практикуемое тогда многими солдатами. Во время правления династии Мин китайские войска использовали его формы Хун Цюань как часть боевой подготовки, а когда солдаты возвращались к мирной жизни, они разносили Хун Цюань по всему Китаю, создавая «деревенский» длинный кулак. Правление Чао (960-976) наступило после Пяти династий и Десяти Царств – периода китайской истории между падением династии Тан (907г. н.э.) и установлением династии Сун (960г. н.э.) со столицей в Бяньцзине провинции Хэнань (рядом с Шаолинем). Его самым большим достижением и причиной долгого правления династии Сун была замена системы самостоятельных местных командующих на большую профессиональную армию под управлением центрального правительства.

Несколько веков спустя, в 1618г, Чень Вантин был армейским офицером в провинции Шань Тун и стал талантливым мастером военного дела. В 1641, за три года до падения династии Мин, он стал командующим батальона народного ополчения уезда Вэнь (согласно хроникам уезда Вэнь и Хуайцин), тогда обнаружилось, что он был знаком с Ней-Цзя Цюань стиля Чан Най-Чоу (практически утерянный длинный комплекс из 108 форм стиля Чень имел много схожего со стилем Чана). Когда он вернулся в деревню Ченей в 1644, согласно последним исследованиям в Китае недавно открытой Родословной семьи Ли (Ли-ши цзя-пу), Чень взял различные изученные им стили кулачного боя и начал их улучшать и совершенствовать вместе со своими двоюродными братьями из семьи Ли в Храме Цяньцзай, в 55 км от деревни Ченей.

Исследователи (Юань Цюаньфу, Ли Сяньгуй, Ли Бин, Цюй Цзянь) проверили родословную очень древней семьи Ли. Историк Ван Синъя из университета Чжэнчжоу провел год, прослеживая и изучая происхождение и подлинность этой родословной. Он пришел к выводу, что «Родословная семьи Ли была составлена представителем десятого поколения Ли Юаньшанем в 1716 г. на основе рассказов очевидцев». Согласно родословной семьи Ли ранние патриархи семей Ли, Чень (Чень Бу) и ещё трех других дали друг другу клятву братства во время их миграции из Шаньси в 14 веке. Это произошло в Храме Цяньцзай деревни Тан уезда Боай, который находится в 55 км от сегодняшней деревни Ченей. В последствии представители 9-го поколения патриархи семьи Ли – Чжун и Синь и их кузен от брака между членами этих двух семей Чень Вантин снова поклялись быть друг другу братьями как их праотцы у Ворот Тайцзи храма Цяньцзай, выбрав главу этого храма Богун Удао своим наставником. В родословной семьи Ли написано, что братья Чень и Ли создали «Искусство культивирования жизни Тайцзи» (Тайцзи яншэнь гун), а также они практиковали и распространяли «Искусство культивирования жизни Узци» (Узци яншэнь гун) и «Кулачное искусство Тринадцати позиций» (Шисаньши тунбэй гун). Согласно каменным табличкам на храме «Искусство культивирования жизни Узци» и «Кулачное искусство Тринадцати позиций» были созданы монахом храма Цяньцзай Ши Ли (614-741г.), или Ли Даоцзы, который хорошо изучил Три Учения, Цяньцзинь ифан («Исправленные указания, стоящие тысячи кусков золота»), Даоинь («Ведение и вытягивание»), Тунай («Выталкивание старого вдоха и втягивание нового».

Говорят, что различные формы боевых искусств (из находящегося рядом Шаолиня и других источников, таких как Ней цзя цюань стиля Чан Най-Чоу из соседнего уезда Вэнь) были соединены с классическими китайскими теориями внутреннего здоровья о каналах для крови, воздуха и энергии. Это новое боевое искусство со временем стало известно как кулачное искусство семьи Чень. В 1700-е годы стиль Чень Вантина развился в пять комплексов Паочуй и Хунцюань, два комплекса Тайзи из 32 и 108 форм, и один комплекс Дуаньда (ближний бой). В последствии многие их этих форм были утеряны. В конце столетия искусство перешло к Чень Чансину, представителю 14-го поколения, который объединил и упростил эти комплексы.

Много разговоров вокруг форм, описанных в известной книге генерала императора Мин – Ци Цзигуаня (1528-1587) «Классика кулачного боя» (Тан Хао), которые были источником для движений в Тайцзи цюань стиля Чень. Генерал Ци утверждал, что он собрал и изучил около шестнадцати древних и современных кулачных стилей, и синтезировал их в комплекс из тридцати двух форм, предназначенный для обучения войск. Тан Хао и Гу Люсинь перечислили двадцать девять форм из книги Ци Цзигуаня «Классика кулачного боя», которые можно найти в комплексах семьи Чень, наряду с названиями, аналогичными книге генерала Ци. Другие исследователи говорят, что формы, представленные в книге Ци Цзигуаня были в действительности формами Тай тзу цюань, а не синтезом стилей.

Наряду с тем, что в комплексах стиля Чень возможно использованы названия форм из книги Ци Цзигуана, если посмотреть внимательнее на древний шаолиньский комплекс Императора Тай Тзу, называемый Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань (состоящий из трех частей – илу, эрлу и саньлу), то можно заметить некоторое поразительное соответствие между движениями Чень Лао Цзя и теми же в Шаолинь Чан Цюань. Более того, многие движения, увиденные в Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань, также обнаружены в ещё более древних комплексах Шаолинь Лохань, чи гун и Хун Цюань. Если отбросить повторяющиеся движения в комплексе Чень Лао Цзя, то можно увидеть, что форма за формой два комплекса соответствуют друг другу не только в последовательности форм, но и в их назначении. Итак, даже хотя названия ченьских форм, возможно, пришли из книги Ци Цзигуана, очевидно, что фактически движения, как оказалось, произошли от комплекса Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань. Следует отметить, что сегодня доступ к названиям форм и описаниям техник не ограничен, но в те времена нужно было очень глубоко изучить стиль, чтобы получить доступ к этой информации. Почему шаолиньские монахи стали бы выдавать названия форм не своим ученикам?

Эта общность двух стилей особенно очевидна в Лаоцзя Илу стиля Чэнь по линии передачи Чэнь Чжаопи, который учился у отца Чэнь Факэ. Также очень похож стиль Чэнь Тин-юань Тайцзи стиля Чэнь. Как и в случае с другими записанными комплексами, этот стиль был утерян в 13-м поколении семьи Чэнь, потому что единственный представитель 12-го поколения покинул деревню Чэней. Считается, что этот Чэнь Буфу совершил преступление, когда помогал другим людям. Он переехал в область Шаньси и сменил имя на Го Юнфу. В 1975г. Чэнь Лицин из Чэньцзягоу посетил мастера Су Фун Цинь Су в Шаньси и восстановил эту форму. Более того, в Лаоцзя Илу по линии Чэнь Факэ (Синьцзя – прим.пер.) есть дополнительные движения, которых нет у Чэнь Чжаопи, и эти дополнительные движения в точности соответствуют аналогичным движениям из двух комплексов Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань в тех же местах форм. Конечно же, это должно быть больше, чем просто совпадение. Очевидно, что семья Чэнь имела глубокое знание форм Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань и Хун Цюань.

На протяжении всего комплекса Лаоцзя илу стиля Чень определенные движения также имеют визуальную и функциональную очевидную связь с аналогичными движениями в комплексе Шаолинь Сяо Хун Цюань. Форма из ченьского Лаоцзя илу «Цзиньган толчет в ступе» соответствует форме шаолиньского Сяо Хун Цюань «Обхватить локоть, обуздать тело». Обе формы встречаются в комплексах по четыре раза, сразу после очень похожих движений в обеих последовательностях форм. Также, движения из Лаоцзя илу «Шесть запечатано, четыре закрыто» и «Одиночный хлыст» произошли от движений Сяо Хун Цюань «Слева/справа вершина в облаках, Семь звезд» и «Одиночный хлыст». Интересно то, что вариант исполнения Одиночного хлыста в ченьском Лаоцзя илу больше похож на аналогичное движение в комплексе Шаолинь Тай Тзу Чан Цюань. Несомненно, гениальность семьи Чень, объединивших движения из Шаолиня и других форм в основу комплексов Тайцзи стиля Чень, была в том, что они соединили вместе и синтезировали аналогичные по функциям движения из этих комплексов, чтобы сделать их более действенными и эффективными при использовании вместе с идеями внутреннего боевого искусства.



© Фаттахова Светлана, 2008.
При использовании материалов сайта ссылка (hyperlink) на www.chentaichi.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru