. .
. Тайцзи-цюань стиля Чэнь

www.chentaichi.ru

Тайцзи-цюань стиля Чень

Тайцзи-цюань стиля Чэнь .

О расслаблении

Ма Хун
Перевод: Фаттаховой Светланы
www.chentaichi.ru

В моей статье под названием «О пружинистой силе» я вкратце упомянул расслабление. Сейчас я бы хотел детально разобрать эту тему, чтобы практикующие стиль Чэнь смогли понять важность расслабления. По моим наблюдениям, практикующие стили Ян и У уделяют намного больше внимания расслаблению, чем в стиле Чэнь, в котором делают настолько большой акцент на тренировке «Фа-Цзин» (выброса энергии), что игнорируется важность расслабления. В действительности, многие практикующие стиль Чэнь не осознают, что расслабление является основой пружинистой силы, которая требует соединения мягкого и жесткого.


Значение и смысл расслабления.

Гранд-мастер Чэнь Чжао-Куй придавал большое значение расслаблению. Летом 1973 года, когда он обучал меня в своем доме, он сказал: «На протяжении всей практики Тайцзицюань, все тело должно быть расслаблено и погружено. Вы должны быть расслаблены на 100%. И все суставы должны быть освобождены, включая кончики пальцев. Только посредством расслабления (и с усилием Пэн) вы можете правильно сделать выброс энергии. Тогда ваш выброс энергии будет таким мощным и быстрым как молния, что ваш оппонент не сможет вовремя среагировать.» Его комментарий показывает взаимосвязь между Фа-Цзин и расслаблением.

Тайцзицюань – это упражнение, которое использует скрытый потенциал человеческого тела, следуя естественным правилам. Он регулирует и укрепляет организм путем специальных тренировок, приводя сознание и тело к высшему уровню равновесия и свободы. По этой причине, на всем протяжении практики Тайцзицюань, сознание должно быть под полным контролем, отдавая приказы мускулам, сухожилиям, костям и внутренним органам, чтобы они могли работать вместе организованно и плавно, в соответствии с нашей волей. И наши движения могут быть быстрыми и легкими. Мы можем сказать, что тренировка Тайцзи дает возможность сознанию/намерению отдавать приказы телу для того, чтобы полностью использовать наши скрытые возможности. Другими словами, импульсы мозга и движения тела достигают стадии автоматизма или единства. Когда мы встречаем оппонента, наше сознание/намерение будет стараться мобилизовать силу всего тела в точке контакта. Чтобы достичь этого, наше тело должно быть расслабленным и раскрепощенным. Оно будет как хлыст – пока мы его не используем, оно очень мягкое, но в момент удара оно приобретает большую мощь.

Для правильного расслабления требуется, чтобы мы были расслаблены полностью. По моему мнению, полное расслабление должно включать следующее.

1. Расслабленность и спокойствие. Это означает, что в первую очередь должно быть расслаблено наше сознание. Это начало расслабления. У Юсиан, основатель Тайцзицюаня стиля У (Юсиан), говорил: «Сначала сердце (сознание), а затем тело». Чэнь Синь, мастер 16 поколения семьи Чэнь, также говорил: «Наше сознание должно быть расслаблено. Если мы сможем достичь этого, всё тело будет расслаблено». В Тайцзицюань, когда одна часть тела движется, все остальные части также движутся, а когда одна часть неподвижна, все остальные также неподвижны. Движение и неподвижность находятся под контролем сознания. Вот почему, когда мы практикуем Тайцзицюань, мы должны быть расслабленными и спокойными и иметь абсолютную концентрацию. Только когда мы достигнем этого уровня сознания, мы сможем развить высокую чувствительность, которая описывается классиками Тайцзи: «перо не может упасть и муха не может сесть ни на одну часть тела». Практикующие Тайцзи делают большой акцент на использовании сознания/намерения, т.е. тренировка должна начинаться с настройки сознания на умиротворенное и расслабленное состояние, и только после этого мы сможем сконцентрироваться и использовать наше сознание/намерение для достижения того, чего мы желаем достичь.

2. Расслабленность и открытость. Если наш мозг находится в умиротворенном и расслабленном состоянии, наше сознание/намерение должно быть в состоянии сделать наши внутренние органы, мышцы, сухожилия и суставы тела расслабленными, раскрепощенными и вытянутыми. Классики Тайцзи говорят: «Наша кожа должна быть чувствительной, а все наши суставы должны быть освобождены». «Если одна часть тела идет вверх, другая должна идти вниз». Или «если вы выбрасываете энергию направо, то вы должны освободить и погрузить вниз часть тела, которая находится слева». Они все подчеркивают один и тот же принцип: освобождение и вытягивание всех суставов в теле. Начинающие должны начать с освобождения и вытягивания. На следующем этапе они должны стараться достичь наличия закрытия в открытии.

3. Расслабленность и погруженность. Это должно включать в себя погружение Ци, веса тела и основных суставов. Когда мы практикуем Тайцзицюань, кроме тянущейся вверх макушки головы, все остальные части нашего тела должны быть освобождены и погружены вниз. Например, в руках мы должны освободить плечи, погрузить локти и согнуть запястья; в ногах мы должны освободить тазобедренные суставы, согнуть колени и пальцами «держаться» за землю; и в корпусе мы должны расслабить грудь и погрузить вниз поясницу (поясничный отдел позвоночника). Мы делаем это для того, чтобы наши суставы могли быть освобождены и вытянуты, а Ци и вес тела могли погрузиться вниз, что сделает нашу нижнюю часть прочной или хорошо укоренённой, и как результат – верхняя часть тела сможет стать легкой и подвижной. Погружение Ци и тела (за исключением макушки головы, которая всегда должна быть приподнята) может избавить нас от проблемы утяжеленного верха.

4. Расслабленность и подвижность. Сначала этого добиваются в суставах тела, а затем в спиральных и эластичных движениях конечностей, управляемых поясницей и Дань-Тянем – Чань сы цзин. Ключом к достижению этого является то, что во время выполнения форм Тайцзи, и особенно тренировки Чань сы цзин, мы освобождаем суставы и сухожилия и увеличиваем эластичность мышц. Классики Тайцзи говорят: «Каждый раз, когда мы совершаем движение, всё наше тело должно быть очень подвижным». Этим способом мы должны тренироваться для того, чтобы все суставы были освобождены и могли двигаться свободно и быстро по нашему желанию, и чтобы мы могли быстро мобилизовать силу всего тела в точке контакта с оппонентом.


Главные суставы, которые должны быть раскрепощены.

Говорят, что в деревне Чэньцзягоу известный мастер Тайцзи Сэнь Бо-Сиань спросил Чэнь Чжао-Сю (отца Чэнь Сяо-Вана), как он может улучшить свою форму Тайцзи. Ему был дан простой ответ: «Освободи четыре части», что ясно указывает на основные суставы в теле, которые должны быть раскрепощены. «Четыре части» – это плечевые и тазобедренные суставы.

Мой учитель, Чэнь Чжао-Куй, когда рассказывал о главных суставах, которые должны быть освобождены, давал более подробное и четкое описание. Он говорил: «Мы должны обращать внимание на расслабление груди. Только когда грудь расслаблена, мы можем выполнять все движения от нашей груди… Если грудь напряжена, то она будет наполнена нашей Ци. Когда грудь полна Ци, она не может координировать движения всего тела, и тогда мы непременно будем побеждены в любом поединке». Он также говорил: «Наиболее важная вещь – это проводить все движения от поясницы и груди. Ваша грудь не должна быть наполнена Ци или Цзин на протяжении всей практики. И при открытии, и при закрытии, ваша грудь должна быть расслаблена. Ключом к расслаблению груди является освобождение плечей. Вот почему классики Тайцзи говорят, что вращение (свободное движение) ваших рук основывается на плечевых суставах, а нейтрализация (входящей силы) – происходит в груди и пояснице. Ключом к подвижности поясницы является освобождение тазобедренных суставов. Если ваши тазобедренные суставы не раскрепощены, то ваша поясница будет жесткой.»

Затем он добавил: «Когда вы выполняете толкающие руки, первое, что надо контролировать, это плечи оппонента. Когда он обнаружит, что не может их поворачивать, он начнет сопротивляться, и поэтому будет под вашим контролем. Когда ваш оппонент хочет контролировать вас, он будет делать то же самое. Но если вы можете освободить плечевые суставы и можете вращать ими во всех направлениях (во время выполнения формы), то когда ваш оппонент схватит ваши руки и попытается запереть ваши плечевые суставы, вы можете следовать его силе и, повернув плечи, избавиться от его контроля и затем сразу же произвести ответное действие. Ваши плечевые суставы не поворачиваются сами по себе. Их вращение должно происходить от груди и поясницы. Три части должны поворачиваться вместе как одно целое. Быть полностью расслабленным означает, что все части вашего тела – плечи, грудь и поясница – расслаблены и освобождены.»

Когда он рассказывал о толкающих руках, он говорил: «Худшее, что вы можете сделать – это когда оппонент вас толкнул, вы поднимаете плечи вверх, и грудь с поясницей деревенеют, после этого вы побеждены. Есть старая поговорка: «Тайцзи-цюань нужно практиковать от тела». Тело здесь обозначает плечи, грудь и поясницу, с которыми вы должны очень усердно работать.»

Из сказанного этими двумя мастерами, мы должны теперь понимать, какие части нашего тела должны быть освобождены первыми. Поэтому, когда мы говорим о расслаблении, мы подразумеваем освобождение плечевых и тазобедренных суставов и расслабление груди и поясницы, т.е. расслабление и поворот груди зависит от раскрепощённости плечевых суставов; а поворот поясницы зависит от раскрепощённости тазобедренных суставов. Если вы с этим справитесь, то у вас получится всё, что связано с расслаблением.


Как научиться быть расслабленным.

Начинающие ученики не могут избавиться от жесткости. Это вполне нормально, так как когда вы начинаете изучать Тайцзи-цюань, вы не знаете движений Тайцзи и конечно напрягаетесь, пытаясь разобраться в них. Поэтому, невозможно требовать от вас соблюдения таких требований как «вы двинулись, все части тела движутся», или выполнять все движения плавно и мягко. Начинающим нужно уделить некоторое время умению расслабляться. На этом этапе им достаточно знать только движения: их направления/позиции и как их выполнять, где находится главная точка энергии, где находится вес тела, Шунь-чань и Ни-чань (прямое и обратное скручивание рук, ног и всего тела), и др.

Когда ученики изучили всю форму, инструкторы должны обратить их внимание на один из принципов тренировки в Тайцзи-цюань – расслабление, подчеркнуть его важность и требовать, чтобы они достигли его при помощи следующих методов:

1. Расслабление посредством выпрямления. Расслабление должно основываться на вертикально стоящем теле, иначе наша форма Тайцзи будет разрушена из-за наклоненных плечей, выпяченных ягодиц, или излишне выступающих коленей.

2. Расслабление посредством замедления. В Тайцзи-цюань стиля Чэнь чередуются медленный и быстрый темп. Но начинающие, до того как они действительно расслабятся, должны практиковать форму медленно. При медленном выполнении они могут сами контролировать те части тела, которые не расслаблены, и обрести лучшее понимание расслабления.

3. Расслабление при помощи спиральных движений. Все движения Тайцзи спиральные и круговые. Мы должны обращать внимание на Шунь-чань и Ни-чань наших рук и ног и быть расслабленными во время выполнения спиральных движений. При движении по прямым линиям расслабиться сложнее.

4. Расслабление в основных суставах тела. Мы можем начать с освобождения главных суставов. Затем мы можем соединять освобождение суставов плечей с освобождением суставов локтей и кистей и быть в состоянии чувствовать, как суставы двигаются один за другим подобно гусенице или червяку, который двигает свое тело часть за частью.

5. Расслабление через устойчивость. Тайцзи-цюань требует, чтобы все части нашего тела были погружены вниз. Это требование дает большую нагрузку на ноги, которые должны быть крепкими и сильными для того, чтобы обеспечивать хорошую поддержку верхней части тела. Когда мы практикуем в низкой позиции, нагрузка на ноги еще больше. Из нашего опыта, низкая позиция может помочь развить сильные ноги. Только когда вы имеете сильные ноги, вы можете лучше расслабить верхнюю часть тела и переносить вес более легко. Можно сказать, что расслабление вверху тела строится на устойчивости основания. Поэтому, в вашей ежедневной практике старайтесь использовать низкую позицию, чтобы обеспечить необходимую тренировку вашим ногам и этим создать хорошую подготовку для расслабления всего тела.

6. Расслабление посредством проигрыша в толкающих руках. При выполнении толкающих рук, мы можем научиться принимать силу оппонента. Чтобы принять его силу, мы не можем сопротивляться, а должны следовать. Люди, которые не хотят проиграть, всегда напряжены и жестки, поэтому у них часто происходит сопротивление и убегание. Если мы не боимся поражения, мы можем быть более расслабленными. Следовательно, когда вы выполняете толкающие руки, вы должны быть готовы проиграть и не пытаться избежать поражения. Если вы не боитесь проиграть, то результат будет ошеломляющим. Вы не будете бояться позволять оппоненту подходить в плотную, когда он толкает. Вы можете позволить ему толкать так глубоко, как ему хочется, и просто расслабиться и постепенно развивать способность удерживать и поглощать входящую силу.


Расслабление и силовая тренировка.

Взаимосвязь между свободным и зажатым, мягким и жестким, расслаблением и силовой тренировкой всегда имеет темы, которые могут вызвать ожесточенные споры. Мы должны понимать, что Тайцзицюань – это боевое искусство, философия которого основана на теории Инь-Ян из И-Цзин, и люди часто упоминают этот аспект Тайцзицюань как «смешение мягкого и жесткого». Любое боевое искусство, которое делает акцент только на мягкости и расслаблении – это не Тайцзицюань. Именно поэтому я раньше уже говорил, что расслабление – это только часть основной тренировки Тайцзицюань, а не вся целиком. Расслабление – это всего лишь способ в тренировке Тайцзи, а не конечная цель. Наша основная цель – это через расслабление и другие методы тренировки развить пружинистую силу, которая одновременно мягкая и жесткая, легкая и тяжелая. Это сила Тайцзи и сила всего тела, которую нельзя достичь только расслаблением. Сила Тайцзи достигается посредством усердной практики форм Тайцзи, толкающих рук, упражнений с тренировочными снарядами, одиночных движений Тайцзи и других программ силовой тренировки. Все эти методы тренировок не противоположны расслаблению, а являются дополнением к нему. Некоторые люди не принимают участие в программах тренировки силы из-за боязни, что это может сделать их неспособными расслабляться. Их беспокойство безосновательно.

Все мы знаем, что практикующие стиль Ян придают большое значение расслаблению. Дун Ин-цзе, один из лучших учеников Ян Чэн-фу, сделал следующие пояснения о взаимосвязи между расслаблением и силовыми упражнениями.

«Некоторые люди говорят, что практикующие Тайцзи не должны поднимать тяжести и не должны использовать силу. Это не так. До начала изучения Тайцзицюань наши тела целиком жесткие, а сила неэластична. Когда мы изучили Тайцзицюань, мы очень расслабленные, наша Ци циркулирует, и мы можем избавиться от жесткости, но при этом сохранить силу. Наша жесткая сила становится пружинистой. Жесткая сила обычно исходит из плечей и не управляется поясницей, не проявляется через пальцы. В терминах бизнеса, наша жесткая сила – это наш капитал, а расслабление – это способ («ноу-хау»), который мы используем для управления предприятием. Если мы знаем как управлять бизнесом, даже с маленьким капиталом мы сможем создать большое предприятие. А если мы не знаем как, то даже с большим капиталом мы ничего не сможем сделать. Следовательно, после того как вы научитесь правильно практиковать Тайцзицюань, не будет ничего, что вы бы не могли делать, будь это поднятие тяжестей, рестлинг или бег. Не позволяйте этому неправильному пониманию беспокоить вас.» (Дун Ин-цзе: Тайцзицюань Ши И)

Итак, г-н Дун Ин-цзе сравнил силовые упражнения с капиталом, необходимым в бизнесе, а расслабление – с «ноу-хау» для достижения успеха. Здесь я бы хотел дать пример, иллюстрирующий взаимосвязь между силой и расслаблением. Некоторые дети любят прыгать на батуте. Насколько высоко они могут подпрыгнуть, зависит от упругости батута. Если он мягкий и неупругий, то, как бы сильно ребенок на нем не прыгал, батут его не подбросит обратно вверх. То же самое произойдет, если батут жесткий. Сила Тайцзи подобна действию батута. Это смесь мягкого и жесткого. Классики Тайцзи говорят: «Позвольте оппоненту войти и атакуйте в ответ, как только он потеряет равновесие». Если вы хотите позволить оппоненту войти, вы должны быть расслаблены. Для того чтобы нанести ответный удар, вам понадобится мощная упругая сила, которая основывается на расслаблении и большой силе. Вы не сможете достичь того, о чём говорят классики Тайцзи, при отсутствии одного из этих двух факторов. Вот почему я настаиваю на том, чтобы вы упорно тренировались, развивая большую внутреннюю силу, и одновременно достигали расслабления. Соединив это вместе, вы сможете получить мощную упругую силу, которая является настоящим мастерством в Тайцзи. Поэтому, в Тайцзи стиля Чэнь рекомендуют специальные программы тренировок для развития силы, такие как выполнение Фа-Цзин с длинным шестом, скручивание короткой палки Тайцзи, вращение шара Тайцзи и даже удары по боксерской груше с использованием спиральных движений. Я могу с уверенностью сказать, что расслабление и силовая тренировка не являются несовместимыми, а фактически дополняют друг друга. Ключом к этому является то, что сначала вы должны стать расслабленным, а затем на этом основании вы развиваете вашу силу. Неправильное мнение, что силовая тренировка может повлиять на расслабление, необоснованно. Что касается силовых упражнений в стиле Чэнь, смотрите другую мою статью, озаглавленную «Толкающие руки и силовая тренировка», которая также есть и на видеокассете.



© Фаттахова Светлана, 2006.
При использовании материалов сайта ссылка (hyperlink) на www.chentaichi.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru