. .
. Тайцзи-цюань стиля Чэнь

www.chentaichi.ru

Тайцзи-цюань стиля Чень

Тайцзи-цюань стиля Чэнь .

Вращение Даньтяня - секретная техника Тайцзи-цюань стиля Чень.

Ту-Кай Лам
Перевод: Фаттаховой Светланы
www.chentaichi.ru

Тайцзи стиля Чень – это первоначальный стиль Тайцзи-цюань, из которого развились четыре других основных стиля (Ян, У, Сунь, и Хао). Со своим чередованием мягких и жестких движений, сменой медленной и быстрой скоростей, явным боевым применением и взрывными выбросами силы (фа-цзин) – Тайцзи стиля Чень не выглядит как упражнение с ударами для пожилых, а действительно является одним из направлений китайских боевых искусств.

Обучение Тайцзи стиля Чень включает в себя две последовательности форм (Таолу) с их боевым применением, толкающие руки, силовую тренировку и, наконец, свободный поединок. После этого, можно изучать формы с мечом, саблей и другим оружием. В стиле Чень во время тренировок всегда используют даньтянь (нижнюю часть живота), а дыхание естественно соединяют с движениями. Способ использования даньтяня долгое время хранился в секрете. Чэнь Факэ, известный мастер 18 поколения семьи Чэнь, обучал в Пекине с 1928 по 1957 года, но не многие из его учеников знали этот дыхательный метод. Его сын, Чэнь Чжаокуй, также был знаменитым мастером. Чэнь Чжаокуй обучил намного больше учеников, чем Чэнь Факэ, но учить вращению даньтяня своих старших учеников он начал только в 1970-е годы. С того момента этот дыхательный метод начал распространяться.


Вращение Даньтяня

Вращение Даньтяня в действительности является обратным дыханием животом, плюс вращение даньтяня, который является нижней частью нашего живота. Даосские монахи считают, что даньтянь – это наиболее важная часть человеческого тела, и поэтому работа над ним может обеспечить хорошее здоровье и замедлить процесс старения. А занимающиеся боевыми искусствами считали, что Даньтянь является источником внутренней силы, и его тренировка позволяет производить взрывную силу. И те и другие правы.

В нашем обычном дыхании используются только легкие, особенно верхняя часть легких. Когда мы вдыхаем, воздух входит в легкие, а грудная клетка расширяется. При дыхании животом мы дышим глубже. Когда мы вдыхаем, воздух входит в легкие, но мы представляем, что воздух также проходит дальше в живот. (Это происходит только в нашем воображении.) В результате живот, как и грудная клетка, расширяется. Когда мы выдыхаем, углекислый газ уходит, и мы представляем, что воздух также выходит из живота. Поэтому грудная клетка и живот сжимаются. Это естественное дыхание животом.

При обратном дыхании животом, мы разделяем живот на две части, используя пупок в качестве разделительной линии. Наш живот выше уровня пупка – это верхняя часть живота, а ниже пупка – нижняя часть живота или даньтянь. Когда мы вдыхаем, мы представляем, что воздух проходит в легкие и верхнюю часть живота, и в то же время Ци (или воздух) движется вверх из нижней части живота в желудок. Следовательно, когда мы вдыхаем, грудная клетка и верхняя часть живота расширяются, а даньтянь сжимается. Когда мы выдыхаем, воздух выходит из легких, поэтому грудная клетка сжимается. Мы представляем, что Ци, которая поднялась в верхнюю часть живота, теперь опускается обратно в даньтянь. Следовательно, верхняя часть живота сжимается, а Даньтянь расширяется. Обратное дыхание животом используется многими практикующими Тайцзи для достижения хорошего результата. Именно это дыхание животом я учил и практиковал 15 лет назад. Это дало мне столько энергии, что я чувствовал себя на десять лет моложе.

Вращение даньтяня немного сложнее, чем обратное дыхание животом. Практикующие стиль Чень сравнивают даньтянь с шаром (который содержит в себе мышцы и внутренние органы нижней части живота). Когда они вдыхают, шар сжимается. Когда выдыхают, шар расширяется. Они также считают, что даньтянь является источником внутренней силы, которая может управлять всеми движениями их рук и даже ног. Каждый раз, когда они двигают руками (или ногами), их даньтянь движется первым. Всегда соблюдается правило: «Если внутреннее (даньтянь) не движется, то и внешнее также не должно двигаться». Так как все движения в Тайцзи стиля Чень всегда спиральные и круговые, то даньтянь должен двигаться так же как руки (и иногда как ноги), чтобы лучше их контролировать.

Например, в первом движении формы «Толочь в ступе», в стиле Чень руки движутся вверх по дуге, изогнутой влево (по дуге влево и вверх), а затем вниз по дуге, изогнутой вправо, рисуя тем самым вертикальный круг (слева направо) перед грудной клеткой. Даньтянь также поворачивается по вертикальному кругу. В форме «Двинуться и остановить локтем», даньтянь движется по горизонтальному кругу влево, а затем вправо в соответствии с движениями рук. В форме «Белый аист раскрывает крылья» даньтянь движется по диагонали вверх вместе с правой рукой. В форме «Слева расчесать гриву дикой лошади» даньтянь движется по диагонали вверх налево. Говоря кратко, даньтянь движется по горизонтальным, вертикальным и диагональным кругам в соответствии с движениями.

В то время как даньтянь движется по этим окружностям, он сжимается на вдохе и расширяется на выдохе. При выдохе даньтянь расширяется во все стороны: вперед (нижняя часть живота выдвигается вперед), и назад («мин-мэнь» – точка на спине напротив пупка – выдвигается назад), и налево, и направо. Здесь стоит отметить, что вращение даньтяня должно выполняться очень расслаблено, без применения силы, чтобы ничего не повредить. Будет легче, если вы начнете с обратного дыхания животом, а затем, чуть позже, перейдете к вращению даньтяня.


Польза от вращения даньтяня

С боевой точки зрения, даньтянь – это источник внутренней силы. Если мы хотим ударить кулаком, и для этого просто согнем руку, а затем выпрямим – сила удара будет только силой руки. Она намного слабее, чем при выполнении удара от даньтяня с поворачиванием поясницы и грудной клетки (ноги также должны поворачиваться), плюс сгибание и поворачивание руки. Семья Чэнь знала это, и они использовали даньтянь с большим успехом, создав вращение даньтяня. Результатом стала взрывная сила фа-цзин (выброс силы).

Вращение даньтяня также помогает более эффективно нейтрализовать входящую силу. Большую роль играют в этом спиральные движения, создаваемые даньтянем, а также дыхание. Именно поэтому в классике Тайцзи сказано: «Когда вы вдыхаете, вы должны суметь вырывать с корнем оппонента (нейтрализуя его силу); а когда вы выдыхаете, вы должны суметь отбросить его далеко от себя».

С точки зрения здоровья, вращение даньтяня – самый лучший из трех различных видов дыхания животом, упомянутых выше, так как он упражняет внутренние органы лучше, чем два других. Он хорошо помогает не только органам брюшной полости, но также и тем, которые находятся над ними – сердце, легкие, селезенка, печень, желудок, почки и тонкий и толстый кишечники. В результате получается огромная польза для кровеносной, дыхательной и даже нервной систем. (Из моего личного опыта, это хорошее средство против хронической усталости, из-за которой вы постоянно чувствуете себя уставшим.) По этой причине практика Тайцзи-цюань может восстановить нашу энергию и приостановить процесс старения.

В нижней части живота находятся железы, которые производят гормоны. Вращение даньтяня может стимулировать эти половые железы и заставить их работать в полную силу, что улучшит сексуальную жизнь. В Китае есть, по меньшей мере, два врача, которые с большим успехом используют этот дыхательный метод для лечения импотенции.


Координация дыхания с движениями

Координация дыхания с движениями настолько сложная задача, что многие практикующие избегают обсуждать это. Большинство инструкторов говорят своим ученикам просто свободно дышать во время практики Тайцзи. Некоторые говорят, что мастер Гу Люсинь из Шанхая (Китай), который указал в своей книге, где надо вдыхать, а где выдыхать, в этом был неправ. Они говорят, что это недостижимо, потому что движения в Тайцзи-цюань очень сложные.

Я всегда обучаю своих учеников дыханию животом и как координировать дыхание с движениями. Моим аргументом является то, что если я не научу их, то они сами этому не научатся.

Координировать дыхание с движениями сложно, но не недостижимо. Мастера прошлого оставили нам несколько указаний. Мы вдыхаем, когда поднимаем руки вверх, и выдыхаем, когда опускаем их вниз. Мы выдыхаем, когда руки движутся от тела (открывающие движения), и вдыхаем, когда они движутся к телу. Мы выдыхаем, когда атакуем, и вдыхаем, когда нейтрализуем атаку.

Эти указания дополняются несколькими правилами. Например, когда подряд идут два или три открывающих или атакующих движения, то мы можем вдыхать в начале каждого движения и выдыхать перед его концом. Когда подряд идут два или более закрывающих или нейтрализующих движения, мы можем вдыхать в одном, и выдыхать в другом (это правило может применяться также для двух или трех атакующих движений).

Также, между нашими вдохами и выдохами, должно быть немного обычного дыхания, чтобы поддерживать наше дыхание ровным и естественным.


Заключение

Когда Тайцзи-цюань разрабатывался, около 350 лет назад, дыхание и вращение даньтяня были введены в формы Тайцзи, чтобы создать уникальный вид боевого искусства, который одновременно и практичный (пригоден для самозащиты и полезен для здоровья), и артистичный (выглядит грациозно и красиво). Следовательно, можно сказать, что они являются неотделимыми составляющими Тайцзи-цюань.

Мой опыт говорит мне, что практика Тайцзи-цюань с вращением даньтяня может более чем удвоить пользу от занятий Тайцзи-цюань с обычным дыханием, независимо от того, для здоровья они, или для боевого применения.



© Фаттахова Светлана, 2007.
При использовании материалов сайта ссылка (hyperlink) на www.chentaichi.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru