. .
. Тайцзи-цюань стиля Чэнь

www.chentaichi.ru

Тайцзи-цюань стиля Чень

Тайцзи-цюань стиля Чэнь .

Четыре исходные техники китайского прямого меча (Цзянь)

Янь Гаофэй
Перевод: Фаттаховой Светланы
www.chentaichi.ru

Переход от земледелия к боевым искусствам длился многие века. Боевое оружие изначально развивалось из сельскохозяйственного и охотничьего инвентаря. После многих лет модификаций, этот инвентарь был приспособлен для боевого применения. Различные формы оружия создавались для различных задач и ситуаций. Сегодня многие люди, которые не понимают подлинного назначения оружия, используют его неправильно, так как назначение утеряно. В данной статье мы проанализируем, как форма китайского обоюдоострого меча (цзянь) создает четыре исходные техники.

В основном форма оружия дает много информации о его применении. Форма определяет:
- технику владения оружием;
- какую часть тела мы больше используем для управления оружием;
- какую часть тела врага мы атакуем.

Как вам известно, китайский меч длинный, гибкий, заточен с обеих сторон, и имеет острый кончик. По этим причинам существует четыре основных способа использования меча: разрубание, укол, надрез и отражение (или поглощение). Каждая их этих исходных техник использует различные части меча. «Исходными» эти техники называют потому, что существует множество приемов, которые подразделяются на эти четыре категории.

меч Цзянь








Отражение / поглощение – используются нижние две трети лезвия меча








Разрезание – используется верхняя треть меча



Надрез – используется кончик и два сантиметра лезвия
Укол – используется кончик меча


Большинство стилей китайских внутренних боевых искусств используют число тринадцать, чтобы обозначить количество приемов с мечом. Более того, говорят, что копье, палка и практически каждое китайское оружие имеет тринадцать приемов. Единственный смысл этого состоит в том, что в китайской космологии говорится о «пяти» элементах, и в И-Цзин содержится восемь триграмм в различных комбинациях. Восемь плюс пять равно тринадцать. Поэтому, чтобы использовать число, ассоциирующееся с китайской философией, часто используется «тринадцать».

Рассмотрим тринадцать приемов с мечом-Цзянь Тайцзи стиля Чэнь по четырем основным категориям:

Укол
1. цы – укол прямо или вверх
2. чжа – укол вниз

Надрез
3. дянь – резкое движение кистью для атаки концом меча в любом направлении

Разрезание
4. пи – разрубание
5. сао – разрезание по горизонтальному кругу
6. мо – режущий удар горизонтально или по диагонали вверх

Отражение (поглощение)
7. ляо – отражение по кругу вверх
8. гуа – зацепить
9. туй – толкание
10. то – толкание вверх
11. цзя – поднимание оружия оппонента над головой
12. цзе – остановить
13. хуа – круговые нейтрализующие и атакующие формы

При выполнении каждой из этих техник, нужно научиться двигать меч, защищая его очень четко в том направлении, в котором он может быть уязвим. Если меч не защищается должным образом, он согнется и даже сломается, не повредив оппонента, потому что он по своей природе гибок.

Форма меча определяет, что запястье и ладонь играют важную роль в движении меча в нужном направлении. Нельзя сильно сжимать рукоятку указательным пальцем, иначе часть ладони не сможет использоваться для управления положением меча. Так как меч непрочный, его нельзя сильно сжимать как саблю. «Слабость» меча (гибкость и заостренность с обеих сторон) в действительности являются его силой, которая позволяет фехтовальщику легко его поворачивать и использовать для атаки три стороны меча (острие и два заточенных края). Если при движении меча мы поворачиваемся, прыгаем, сгибаемся и используем превосходную работу ног, то мы будем ускользать от силы оружия оппонента. Тогда техника будет более неожиданной и эффективной в бою. В Китае люди говорят, что обоюдоострый меч олицетворяет Дракон, а саблю символизирует Тигр. Также говорят, что в технике меча нужно атаковать напрямую самого оппонента и избегать сталкивания с его оружием.

Нападая на оппонента, нужно атаковать такие места как запястье, колено и лодыжка. Перерезанное сухожилие приведет к поражению соперника. Так как жесткое блокирование мечом Цзянь делать нельзя, то рекомендуются уклонения с последующими атаками на эти уязвимые места. Запястье является наиболее близкой для атаки целью, и оппонент в этом месте держит свое оружие. Повреждение колена или лодыжки моментально снизит подвижность оппонента. Можно атаковать и более крупные части тела, но такие приемы не преобладают, так как меч мягок. Уклонение и последующую атаку запястья или других мест часто называют «правилом треугольника».

Когда вы поймете четыре исходные техники, вы будете знать, что только конечная часть лезвия меча сохраняется очень острой. Остальная часть меча используется для отражения. В Тайцзи стиля Чень есть особое применение меча, называемое «Хуа». Это поглощение и нейтрализация при контакте с мечом оппонента, а затем возвращение к корпусу оппонента в различных точках. Для совершенствования этого навыка используются упражнения на прилипание меча.

Мы практикуем прямой обоюдоострый меч в Тайцзи стиля Чень для того, чтобы развить намерение и чувствительность к намерению. Мы также практикуем это оружие, чтобы раскрепостить наши главные суставы – бедренные и плечевые. Если суставы не расслаблены, работа тела не согласована, и выполняемые формы чрезвычайно неправильны.

Форма с оружием является продолжением безоружной формы, поэтому оружие будет отражать стиль выполнения практикующим приемов с пустыми руками.

Это оружие (Цзянь) является одним из наиболее богатых источников информации об оружии. Если мы сможем правильно практиковать это оружие, мы сможем понять больше о сказанном в начале статьи: форма оружия определяет, что можно с ним делать. Следовательно, мы можем взять любой объект и лучше понять использование и назначение этого объекта.



© Фаттахова Светлана, 2007.
При использовании материалов сайта ссылка (hyperlink) на www.chentaichi.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru